Преимущества раннего обучения иностранному языку

Большинство родителей стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Действительно, многие исследователи рекомендуют начинать обучение второму языку в дошкольном возрасте.

Почему же психологи и педагоги сходятся во мнении, что возраст от 4 до 7 лет наиболее благоприятен для начала изучения иностранного языка? Прежде всего, дети данного возраста обладают повышенной чувствительностью к языковым явлениям, к восприятию и воспроизведению речи. Они отличаются хорошими способностями к имитации и естественным путем приобретают нужные звуки и интонации. Раннее обучение иностранному языку позволяет развить и сохранить гибкость речевого аппарата ребенка и чрезвычайно благоприятно для овладения аутентичным произношением.

Кроме того, дети дошкольного возраста обладают поразительным интуитивным пониманием языка и его структуры. Благодаря раннему обучению в мозге ребенка создается образ языка, закладываются основные языковые структуры, которые сознательно ребенок не анализирует. Но в его мозгу происходит большая аналитическая работа (конечно же, неосознанная) по расчленению и обобщению всего увиденного и услышанного и выведению правил, по которым он строит высказывания.

Далее, детям присуща превосходная языковая память, которая обеспечивает прочное запоминание языкового материала. Можно сказать, что мозг ребенка – это невероятно благодатная почва для посева семян языковых знаний, которые в процессе дальнейшего обучения обязательно дадут уверенный рост и способствуют прочному усвоению нового материала.

Поэтому очень важно не упустить время и дать ребенку возможность раскрыть свойственный данному возрасту природный потенциал. В дальнейшем эти способности угасают, и дети, которые начинают изучение иностранного языка в более позднем возрасте (10-11 лет) и не обладают особыми лингвистическими способностями, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями.

Важную роль играют и возрастные особенности психологического характера. Детей дошкольного возраста отличает коммуникабельность и естественная мотивация к общению. Это означает, что они получают удовольствие от общения как со сверстниками, так и со взрослыми. В раннем возрасте у детей отсутствуют свойственные взрослым психологические зажимы, как, например, боязнь допустить ошибку. У них нет и языкового барьера, который для многих детей старшего возраста и взрослых становится препятствием к общению. Дети 5-7 лет открыты и восприимчивы к новым знаниям и активно стремятся познать окружающий мир.

Грамотно выстроенный процесс обучения обеспечит овладение иностранным языком через удовлетворение коммуникативных, познавательных и игровых потребностей ребенка.

Знакомство с иностранным языком оказывает положительное влияние на общее психическое развитие ребёнка, когда происходит активизация восприятия, памяти, самостоятельного мышления, воображения, развивается креативное мышление. Все это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста – это важный этап подготовки ребенка к обучению в школе. На этом этапе приобретаются начальные языковые знания, умения и навыки: закладываются основы правильного произношения, накапливается словарный запас, приобретается умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в простых диалогах. Именно в процессе раннего обучения зарождается интерес ребенка к иноязычному общению, и полученные знания в дальнейшем помогут преодолеть страх перед иностранной речью, возникающий у некоторых школьников. Обучение иностранному языку дошкольников обеспечивает прочную базу для изучения языка в школе на более высоком уровне.

Изучение иностранного языка – это часть общего гуманитарного развития ребенка, которое помогает формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Оно способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как самостоятельно, так и в коллективе, формирует навыки межличностного общения, контроля и самоконтроля, приучает к дисциплине, а также пробуждает любознательность, коммуникабельность, активность, настойчивость в преодолении трудностей.

Не менее важным является приобщение детей к культуре стран изучаемого языка, что создает прекрасные возможности для пробуждения интереса к языковому и культурному многообразию мира, уважению к языкам и культурам других народов.

Таким образом, правильно организованное обучение иностранному языку ребенка дошкольного возраста помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей, подготавливает их к школе.

Иностранный язык для детей – это новое открытие в процессе познания окружающего их многообразного мира. «Любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно пользоваться им в общении» (Леонтьев А.А.), но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от методических принципов обучения (ссылка на статью «Особенности обучения иностранному языку дошкольников»). Грамотное с психологической, педагогической и методической точки зрения построение процесса обучения позволит иностранному языку органично войти в систему знаний ребенка о мире.

Языковой центр «Горизонт»