Особенности обучения иностранному языку младших школьников

Раннее обучение иностранным языкам дошкольников и младших школьников давно прочно вошло в нашу жизнь и не вызывает сомнений у большинства ученых-исследователей. Это связано с природной расположенностью детей к изучению языков (особая чуткость и интуитивное восприятие языковых явлений, пластичность речевого аппарата и хороший речевой слух, языковая память), с эмоциональной готовностью к овладению языками (открытость детей, любознательность, потребность в познании нового, коммуникабельность), а также мощной игровой мотивацией.

Раннее обучение иностранному языку полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Оно способствует развитию психических функций ребенка – памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, и особенно речи. Оно закладывает практическую основу владения иностранным языком в будущем, так как коммуникативные умения и навыки, приобретаемые в раннем возрасте, фиксируются на всю жизнь и служат надежной основой для дальнейшего обучения.

На начальной ступени образования происходит становление личности ребенка, раскрытие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения. Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика.

Раннее обучение иностранному языку несет в себе большой воспитательный и нравственный потенциал, поскольку овладение иностранным языком как средством коммуникации предполагает знакомство с социокультурными особенностями народов, говорящих на изучаемом языке, выработку таких качеств как, терпимость и восприимчивость к различиям в культурах, способах выражений чувств и др. Для грамотного и эффективного обучения детей младшего школьного возраста очень важно учитывать их психологические возрастные особенности.

С началом обучения в школе у ребенка меняется система отношений, что влечет за собой изменение восприятия (себя, своего положения, окружающих ценностей и т.д.). Усложняется эмоционально-мотивационная сфера. Неудачи, с которыми может столкнуться маленький школьник, могут приводить к формированию устойчивых комплексов неполноценности, униженности, оскорбленного самолюбия и т.д.

Поэтому при обучении младших школьников очень важны индивидуальный подход, внимательное отношение, похвала даже за небольшие успехи, постоянная поддержка со стороны учителя.

Самым лучшим стимулом и мотивацией к дальнейшему обучению для учащихся младших классов является чувство успеха. При выполнении детьми различных заданий крайне важно преднамеренно создавать такие «ситуации успеха», которые позволят ученикам пережить радость победы, преодоления трудностей, почувствовать уверенность, поверить в свои силы и способности и, тем самым, поддержать интерес к дальнейшему изучению иностранного языка.

Не менее важным является наличие возможности для проявления младшими школьниками самостоятельности. Самостоятельная работа окрашивает деятельность учащихся эмоционально, тем самым способствуя развитию у них мотивации.

Для младших школьников самая интересная тема – это они сами. Дети испытывают потребность чувствовать себя личностью. Поэтому необходимо использовать любую возможность обратиться к их интересам, их жизни и опыту.

В первом классе младшей школы для учащихся характерен заряд любознательности (переход из детского сада в школу, смена видов деятельности, появление чувства ответственности за свой труд), новизны и необычности.

При обучении иностранному языку младших школьников большую роль играет эмоциональный фон. Дети в этом возрасте отличаются повышенной эмоциональностью, подвижностью и активным творчеством. Вовлекая детей в те виды и формы деятельности, которые отвечают их эмоциональному состоянию, учитель создает психологический комфорт радостного восприятия нового и получения удовольствия от учения, а именно, помогает усвоить лексику, овладеть основами грамматики и фонетики, а главное развить коммуникативные способности на иностранном языке.

В шестилетнем возрасте происходит переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой – игровая потребность не ослабевает. Поэтому здесь легко совместить игру, от которой ребенок еще не ушел, и первые навыки учебного труда.

Игровая мотивация открывает уникальные возможности для создания у детей естественных мотивов речевых действий на иностранном языке. Игра позволяет сделать коммуникативно-ценными и осмысленными практически любые языковые единицы. [Гальскова, Никитенко 2004].

Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра посильна всем, даже менее способным учащимся, более того слабо подготовленный ребенок может проявить сообразительность и находчивость, а это не менее важно, чем языковые навыки.

Методика обучения иностранному языку младших школьников во многом схожа с методикой обучения дошкольников. Она предполагает применение яркой наглядности, обильную двигательную активность, частую смену видов деятельности ввиду непроизвольности детского внимания, эмоциональное вовлечение детей в учебную деятельность при помощи увлекательных заданий и множества игр, песен и стихов, ручное творчество. Но в младшей школе необходимо в большей мере, чем у дошкольников, делать акцент на развитии произвольного внимания и произвольного запоминания, так как от них во многом зависит успех учебной деятельности.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и во многом определяющим для последующих лет обучения. Благодаря природным, психофизиологическим и психологическим факторам этот возраст – очень благоприятен для изучения иностранного языка. Задача учителя – приложить максимум усилий для грамотного построения процесса обучения иностранному языку с учетом всех возрастных особенностей детей. Помимо достижения учебно-образовательных, развивающих и воспитательных целей, очень важно привить детям устойчивый интерес к изучению иностранного языка и вселить им уверенность в своих силах в приобретении все новых и новых языковых знаний, умений и навыков.

Языковой центр «Горизонт»