Методические принципы обучения иностранному языку дошкольников

Обучение малышей иностранному языку – очень непростое дело, требующее особого методического подхода. Он должен основываться на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Рассмотрим подробнее возрастные особенности детей, и каким образом они учитываются при построении процесса обучения.

Дошкольный возраст (как и возраст 7-8 лет) характеризуется преобладанием наглядно-образного мышления над логическим – дети мыслят образами, и перевод слов на родной язык им не требуется (и даже вреден). Чтобы запомнить новое слово, дети опираются на образ – картинку, предмет, игрушку или жест. Они очень восприимчивы к мобильным, колоритным предметам, поэтому большое количество красочной наглядности является необходимым компонентом обучения. Это могут быть яркие картинки, различные предметы, игрушки, которые в большом количестве демонстрируются детям на занятии и т.д.

Необходимо помнить и о такой особенности детей, как TPR (total physical response – полное физическое реагирование). Это означает, что дети показывают жестами, мимикой или действиями то, о чем говорят. Поэтому ребенок гораздо лучше запоминает слово на иностранном языке, если оно подкреплено изображением жеста или действия, которое ассоциируется с этим словом. Использовать TRP можно при изучении новых слов (особенно глаголов движения), при проговаривании стихов и пении песен, при выполнении детьми команд учителя на иностранном языке, на физкультминутках, в танцах, т.е. во всех ситуациях, где возможна демонстрация действием иностранных слов для лучшего их запоминания.

У дошкольников (и младших школьников) ограниченный объем внимания, долго заниматься одним и тем же они не могут. Дети способны удерживать внимание в течение всего нескольких минут и быстро утомляются, выполняя однотипные виды деятельности. Частая смена видов деятельности – это хороший вид отдыха для ребенка и одно из условий успешных занятий. Поэтому во время занятий по иностранному языку следует чередовать различные приемы обучения, в том числе, использовать подвижную деятельность. Это делает учебный процесс максимально насыщенным и интересным. За занятие дети могут сделать много всего разного: читать, раскрашивать, петь, танцевать, играть с карточками, посмотреть мультфильм и даже сделать поделку. Каждый из перечисленных видов деятельности является именно элементом обучения иностранному языку (а не просто развлечением), в процессе которого учитель призван выполнить определенные задачи.

У детей преобладает непроизвольное запоминание – они запоминают не то, что нужно, а то, что весело, интересно и вызывает эмоциональный отклик. Поэтому не имеет никакого смысла заставлять ребенка учить что-либо. Он отлично запомнит и надолго оставит в памяти лишь ту информацию, которая подана в интересной форме и которая вызывает положительные эмоции. А наилучший способ вызвать положительные эмоции – это игра – любимое занятие детей и ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку. В игре ребенок становится непосредственным участником общения. Он испытывает радость, удовольствие от общения и от взаимодействия с другими детьми и с учителем (который тоже является участником игры). В игре все языковые единицы становятся коммуникативно-ценными, т.е. необходимыми для общения. Таким образом, игра, будучи увлекательным занятием, способным создать положительную мотивацию к обучению, помогает ребенку плавно и легко включиться в учебный процесс и способствует хорошему усвоению материала.

Не стоит забывать и о развивающих функциях игры. У каждой игры есть правила, соблюдение которых требует от ребенка внимательности, запоминания, подчинения своей воли игровым задачам. Так, в игре происходит развитие произвольного внимания (умения концентрировать внимание), произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности.

Подводя итог вышесказанному, для достижения успеха в обучении иностранному языку ребенку дошкольного возраста необходимы много наглядности, частая смена видов деятельности, отсутствие принуждения, а также увлекательность и эмоциональность.

Языковой центр «Горизонт»